Сведения об образовательной организации

Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами игрового танца

М.И. Долженкова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: dolgenkovam@mail.ru

О.В. Козадаева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедры социально-культурной деятельности

 

В нашем обществе остро стоит проблема эмоционального равнодушия. В настоящий период развития истории нашей страны, ее культуры эта тема тем более злободневна, так как сместилась шкала многих общечеловеческих ценностей. Такие вечные понятия, как Добро и Зло, Красота и Любовь, Нравственность и Милосердие для многих смешались, потеряли свое первоначальные значения. А вот эмоции детей пока еще непосредственны, они не подчинены давлению социально-культурного окружения. И нам бы не забыть про душу ребенка, его нравственную и эмоциональную культуру. Как воспитать в нем сострадательность, научить любить не только себя, но и других людей, животных, птиц, любую букашку?

Дошкольное детство – сензитивный период для развития и понимания эмоций, полноценного выражения умений управлять ими. Где так полно может выражать себя ребенок, где научиться ярко, проявлять свои эмоции? Одной из таких форм самовыражения, конечно же, является танец.

Известный швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории, композитор Эмиль Жак-Далькроз считал «цель танца – подвести исполнителя к тому, чтобы он мог сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создать у них непреодолимое желание выражать себя, что и можно делать после развития их эмоциональных способностей». Он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм любого произведения в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека, с его чувствами и эмоциями.

Известный отечественный психиатр и невролог В.М. Бехтерев подчеркивал огромное значение музыки в эстетическом воспитании ребенка уже с первых дней его детства, он констатировал наличие динамики музыкального переживания ребенка.

Итак, зная, что эмоции вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон. Свобода и непосредственность выполнения движений во время занятий танцем составляют привлекательную особенность для детей дошкольного возраста.

В разработке и подготовке танца учитывается непосредственная реакция детей на музыку и их двигательные возможности. Дети испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность, не случайно они ярче, эмоциональнее воспринимают музыку через движение.

Темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, т.е. средства музыкальной выразительности – это все то, что определяет характер музыки и будущего танца и важнейшим фактором здесь выступает эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную окраску и выразительность.

Дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других слабо развиты мышцы шеи и спины, у третьих недостаточна координация движений, далеко не все умеют согласовывать свои движения с музыкой, а также ориентироваться в пространстве и в коллективе сверстников. Мы должны выправить эти недостатки, обогатить запас двигательных навыков. Конечно, эти задачи можно решать и на физкультурных занятиях, но именно сюжетно - игровой танец выражает особенное состояние детской души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями, в котором ребенок не формально двигается под музыку, а ищет и находит средства для наиболее адекватной передачи своих чувств, того, что им владеет. Он получает огромное удовлетворение от свободных легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия танцем поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Сценический, хореографический танец, характеризуется разнообразными танцевальными движениями, фигурами, трудными для исполнения и запоминания детям дошкольного возраста. В отличии от них сюжетно – игровой танец с помощью танцевально – игровых движений, через разные сюжетные темы (композиции), открывает детям огромное эмоциональное богатство, скрытое в каждом человеке разнообразие эмоций и бесчисленные их оттенки.

В сюжетно-игровом танце используются образные движения, отображаются движения животных, птиц, действия людей и пр. Все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более выразительными, свободными, ритмичными, координированными, пластичными. Сюжетно-игровой танец оказывает не малое воспитательное воздействие: умение работать в коллективе, четко взаимодействовать со всеми участниками, формируется чувство товарищества, развивается произвольность (вырабатывается активное торможение, дети приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое), воспитывается активность и инициатива, появляется уверенность в себе, повышается самооценка. «Красной нитью» через все занятия сюжетно-игровым танцем проходит задача пробуждения творческой инициативы, воображения и фантазии в музыкальной, двигательной и эмоциональных сферах. Для ее решения используются следующие методы и приемы:

1. Выразительное исполнение музыкального произведения.

2. Словесные методы: беседы, пояснения, рассказы детей, чтение художественных произведений.

3. Наглядные методы: рассматривание репродукций, иллюстраций, демонстрация реальных предметов, игрушек.

4. Двигательный метод: импровизация детей, работа над позой, жестом, ритмом, их выразительностью.

5. Метод упражнений: индивидуальные и групповые.

Всю работу целесообразно проводить через 4 темы. Танцевальные сюжеты, которые включены в данные темы, нацелены на развитие выражения эмоций и чувств. При тематическом построении системы работы учитывается мифологичность мышления ребенка, то что ребенок одушевляет, окружающий его мир.

1. Животные и птицы в танце (дети учатся создавать образы, проживать различные эмоциональные состояния с помощью движения, мимики, пантомимики).

2. Природа и ее явления в танце (дети учатся передавать в танце образы природы движениями, созвучными настроению музыки).

Следующей темой являются сказочные персонажи, так как ребенок живет в мире сказки.

3. Сказочные персонажи в танце (дети учатся полноценно выражать черты характера сказочных героев, в образных движениях).

4. Настроения, чувства, характеры людей в танце (дети учатся различать разные оттенки настроений, содержание темы, побуждает к сопереживанию).
Повторяемость тем в каждой возрастной группе (принцип цикличности), дает возможность не раз пережить знакомые эмоции, испытать новые чувства на разном музыкальном материале. Одна тема занимает около двух месяцев в каждой возрастной группе. И на новом возрастном этапе она усложняется и в плане воспринимаемой музыки, и в движениях, и в структуре танца, и в выражаемых эмоциях. Принцип адаптивности позволяет гибко применять содержание и методы работы в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Музыка подбирается к танцу в соответствии с темой и сюжетом, ее эмоциональное содержание соответствует эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам конкретного музыкального образа. Немаловажную роль в развитии и выражении эмоции играют занятия психогимнастикой, на которых с помощью этюдов, упражнений, пантомимических загадок, стихов, потешек дети успешно, каждый по-своему, разыгрывают тот или иной образ, сюжет, постигая возможности своего тела, его «могущество», радуясь свободе своих движений, повелевая ими. У ребенка появляется уверенность в себе, повышается эмоциональная устойчивость, а значит адекватность поведения в разных жизненных ситуациях. При выборе упражнений перед детьми ставилась задача: «Познай себя через другого», то есть:
Фиксировать внимание на чужих проявлениях эмоций, подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях при выражении эмоции, анализировать и описывать их, воспроизводить эмоции в упражнениях.

Музыка, которая используется во время упражнений, усиливает эмоции, делает ярче образные представления детей, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Кроме этого необходимо работать над выразительностью движений, выполняя упражнения необходимые для создания нужного образа, включая выполнение основных движений: бег, ходьба, прыжки. Это развивает двигательные навыки детей, способствует развитию мышечного чувства.

Выстраивание сюжета (композиции) танца, придумывание названия ему развивает воображение и творчество детей. Процесс вербализации занимает важное место, так как помогает ребенку полнее осознать образ. Замечательно то, что дети хорошо чувствуют партнера в танце, учатся понимать композиционную структуру танца: завязку, развитие, кульминацию, развязку.

Диагностика показала, что в результате проделанной работы дети научились:
узнавать основные эмоциональные состояния, более тонко воспринимать, переживать, чувствовать окружающую действительность.

Из наблюдений видно, что дети стали внимательнее и заботливее друг к другу, уступчивыми, готовыми прийти на помощь, в отношениях снизилась конфликтность и агрессивность, появилась адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, эмоциональная устойчивость. Все эмоции, их оттенки, которые испытывает, проживает ребенок в танце, формируют привычку относится дружелюбно к окружающим его людям, дают возможность осмыслить свое поведение, самоутвердиться в жизни.
Тырышкина Е.И., педагог-психолог высшей категории МОУ ЦПМСС «ДАРС», г. Бердск.  

Список использованных источников:

1. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001г. - 80 с.

2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

4. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

5. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2004. - 224с.

   
Разделы