Сведения об образовательной организации

Роль деятельности руководителя в стратегическом развитии организации культуры

А.Н. Четвертков
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова,
г. Тамбов. Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры народной художественной культуры 

А. Нехорошева
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова,
г. Тамбов. Российская Федерация, студентка

Успех в деятельности любой организации, в том числе и организации культуры, определяется не только надежностью и сплоченностью персонала, но также гармоничными отношениями между руководством и сотрудниками. Организация - это сложная система с взаимосвязанными элементами, которая имеет, как и любая другая система, целевую функцию, отвечающую за развитие компании и достижение наилучшего результата в финансовой и профессиональной сферах. Руководитель и персонал в целом представляют собой элементы компании [1]. Сотрудники с их знаниями и опытом формируют коллектив предприятия и, являясь его наиважнейшим ресурсом, помогают руководителю в реализации поставленных целей. Однако именно руководителя можно назвать ключевым звеном в успехе организации, т. к. от его действий зависит будущее не только коллектива, но и компании.

Руководитель - одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.

Труд руководителя (менеджера) многофункционален, носит комплексный характер. Руководитель должен в определенной ситуации владеть знаниями в области техники, технологии, экономики, маркетинга; он обязан в совершенстве владеть искусством руководства людьми, умением решать социальные задачи, стоящие перед организацией.

Труд руководителя - умственный труд, состоящий из трех составляющих: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной; информационно-технической. Предметом труда руководителя является информация, а результатом -  управленческое решение [2].

Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство. Руководитель, обладающий всеми качествами лидера - идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения [5].

Ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе. Роль - это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности менеджера [4]. Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.

В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.

Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя:

1.  Роль лидера. В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.

2.  Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.

3.  Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.

4.  Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его [3].

Более детальную и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя дает А.М. Омаров.

1.  «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

2.  «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;

3.  «организатор» - координация работы сотрудников;

4.  «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;

5.  «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;

6.  «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;

7.  «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;

8.   «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;

9.  «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;

10.  «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями [4].

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя:

 - оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели);

- определение и подготовка мероприятий по достижению целей;

- координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;

- контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;

- организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;

 - информирование сотрудников;

 - интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) -  деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;

 - формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;

- делегирование задач, компетенций, ответственности;

- предотвращение и разрешение конфликтов;

- распространение специфических для организации ценностей и норм;

- забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;

- формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности;

- ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

Функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство [3].

Таким образом, руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных. Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива.

Список использованных источников:

  1. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М., 2012. – 328 с.
    1. Блинов А.К. Мотивация персонала корпоративных структур / А.К. Блинов // Маркетинг. – 2011. – № 1. – С. 88-101.
    2. Кричевкий, Р.Л. Если Вы руководитель: Эксперименты психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: Норма, 2013.  – 129 с.
    3. Омаров, А.М. Руководитель: Размышления о стиле управления / А.М. Омаров. - М.: Экономика, 2007. – 192 с.
    4. Типы руководителей - стили управления. - Новосибирск, Академия, 2002. – 291 с.
   
Разделы