Сведения об образовательной организации

Переподготовка работников социально-культурной сферы: опыт, проблемы

М.Н. Жаворонкова
Рязанский институт (филиал)  Московского государственного университета культуры и искусств.
г. Рязань, Российская Федерация, заведующая ОДПО, доцент, кафедры музыкального искусства,
e-mail: talitovkina@mail.ru

С переходом нашей страны на рыночные отношения, включением в мировой глобализационный и информационный процесс, коренным образом изменились условия трудовой деятельности людей, функционирования организаций и учреждений. Всё это выдвигает принципиально новые требования к руководителям, работникам, специалистам, их профессиональной подготовки и переподготовки.

Если ранее было достаточно получить одно вузовское образование и его востребованность, для общества, не терялась на протяжении всей жизни человека, то сегодня одной специальности уже недостаточно. Современные кризисы, конкуренции, нелинейности развития общества приводят к  кратковременности функционирования организаций, учреждений, что обусловливает необходимость людям менять свое место работы значительно чаще, чем это было ранее. В связи с этим необходимость получать образование не по одной специальности, а по нескольким, становится нормой. Это обеспечивает адаптацию к новым экономическим и социальным условиям, большую трудовую мобильность, возможность выбора места работы, создает большую уверенность и стабильность трудовой самореализации людей.

В связи с этими новыми условиями существенно меняются и функции образовательных учреждений. Они призваны не только заниматься подготовкой квалифицированных специалистов, но и не в меньшей мере переподготовкой, повышением их квалификации. Это позволит учебным заведениям быть более востребованными обществом и получать дополнительные средства для своего развития.

Также следует отметить, что ныне проблема переподготовки и повышения квалификации кадров социально-культурной сферы ещё больше актуализировалась в связи с закрытием во многих регионах страны областных курсов повышения квалификации работников культуры и искусства. При всех их недостатках работы курсы выполняли весьма важную роль - они способствовали адаптации пришедших работать в социально-культурную сферу из других сфер и с другим образованием (учителя, работники сельского хозяйства, технических служб и т.д.), способствовали повышению квалификации работников учреждений культуры.

         Рязанским институтом (филиалом) Московского государственного университета культуры и искусств накоплен определенный опыт по формированию в филиале системы переподготовки и повышения квалификации работников социально-культурных учреждений ряда областей Российской Федерации.

В 2008 году отделение дополнительного профессионального образования (ОДПО) возобновило работу в нашем филиале. На Ученом совете в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) были утверждены программы и учебные планы. Две кафедры начали обучение по программам дополнительного образования: хорового дирижирования, народно-инструментального искусства; а в 2009 г.- режиссуры, хореографии; в 2010 г.- дизайна, психологии; в 2011 г. – социально-культурной деятельности; в 2012 г.- библиотековедения и документоведения. Постепенно увеличивалось количество программ, расширялась география и количество слушателей. К нам стали приезжать на переподготовку из Московской, Воронежской, Новгородской, Ярославской, Тульской и др. областей.

Более 50 педагогов работают на ОДПО, в основном, это штатные преподаватели, а так же совместители. Все они имеют высокий профессиональный уровень и большой опыт работы. Педагоги используют разные формы занятий: индивидуальные, лекционные, проводят тренинги, лекции, вовлекают слушателей в творческий процесс. Так, слушатели участвовали: в празднике «Посвящение в студенты», в юбилейном концерте Р.Ш. Гасаналиева, в «Пушкинских вечерах» в художественном музее, в концерте на дне открытых дверей.

Защита итоговых аттестационных работ слушателей проходит открыто в присутствии не только членов комиссии, но и всех желающих. Председатели комиссий отмечают хороший уровень работ, некоторые из них рекомендованы к изданию, в качестве методических учебных пособий.

С мая 2012 года в номенклатуру документов ОДПО введен журнал отзывов слушателей, получивших дипломы о профессиональной переподготовке и свидетельства о повышении квалификации. Разработаны новые анкеты для тех, кто обучался на краткосрочных курсах повышения квалификации. Слушатели оставляют отзывы и заполняют анкеты, что позволяет контролировать уровень преподавания, учитывать пожелания и замечания слушателей. Приятно отметить, что наши выпускники с большой теплотой и благодарностью отзываются о преподавателях, высоко оценивают их профессиональный уровень.

Сегодня на ОДПО реализует 70 программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Контингент составляет 187 человек (70-диплом, 13-свидетельство, 97-краткосрочные курсы повышения квалификации, 7 человек проходят подготовку на курсах по дизайну). Набор слушателей осуществляется в течение всего учебного года и проводится обучение по индивидуальным учебным планам.

В этом году было разработано много новых программ. Об одной из них я хотела бы рассказать. Программа повышения квалификации «Современные подходы в реализации государственного стандарта общего образования на уроках музыки». Впервые за историю проведения подобных курсов они имели творческую направленность. Слушатели не только посещали лекции, мастер-классы, семинары - они музицировали. В программу были включены ежедневные двухчасовые занятия в хоровом классе. Идея проведения курсов в такой форме появилась у меня, когда в качестве председателя проводила аттестацию учителей и поняла, что им нужно помочь не только в написании программ и формировании портфолио, главное, в них нужно было вызвать творчество,  дать эмоциональный заряд. В феврале состоялась встреча с министром образования Бушковой Н.К., встреча имела конструктивный характер, и было принято решение о проведении курсов на базе нашего вуза. Это первый совместный проект с министерством образования и в конце октября он был реализован.

По окончании курсов был проведен круглый стол с приглашением начальника отдела министерства образования Рязанской области, зам. директора по научной и учебно-методической работе института, зав. ОДПО и руководителя хорового класса. Слушатели делились впечатлениями, отмечали высокий уровень организации проведения занятий, а на вопросы анкеты: «Планируете ли Вы в будущем повышать свой профессиональный уровень в нашем вузе?», из 24 слушателей, 23 ответили - «да». Они высказали просьбу – создать хор учителей на базе институтского женского камерного хора.

Слушатели отделения принимали участие в работе конференции, проходившей в нашем вузе по теме: «Кадровый потенциал культуры в стратегии регионального развития». На совещании, которое проводил Министерство культуры и туризма Рязанской области с директорами ДМШ, ДШИ была проведена презентация ОДПО.

Сотрудничество с музыкальными школами Московской области началось несколько лет назад. Мы эпизодически встречаемся с начальником отдела комитета по культуре администрации городского округа Коломна, директором колледжа, директорами ДМШ и ДШИ, с директором и методистом «Организационно-просветительского центра культуры». В результате 64 человека прошли курсы повышения квалификации. Планируется проведение мастер-классов, выставок, участие преподавателей института в работе круглого стола на тему: «Преемственность как основа развития единой системы музыкального образования», который проводит Комитет по культуре административного городского округа Коломна. Продолжается работа по заключению договоров с «Организационно-просветительским центром культуры» и с Комитетом по Культуре администрации городского округа Коломна. На базе «МБОУ ДОД «ДМШ № 2» г. Коломны планируется открытие учебно-консультационного центра.

Опыт работы отделения дополнительного образования Рязанского института (филиала) Московского государственного университета показал востребованность этой деятельности вуза со стороны органов и учреждений культуры, показал свою эффективность в финансовом плане.

Вместе с тем, опыт нашего вуза высветил и многие проблемы социального, организационно-управленческого и педагогического характера. Так, не все руководители органов власти и учреждений культуры осознают в полной мере необходимость осуществлять переподготовку и повышение квалификации сотрудников учреждений культуры. Иногда аттестация работников проходит формально. В учреждениях не созданы материально-финансовые стимулы для повышения квалификации творческих и технических работников. Поэтому многие работники социально-культурных учреждений не имеют специального образования и не стремятся его получить. Также нуждается в совершенствовании нормативно-правовая база переподготовки и повышении квалификации работников социально-культурной сферы.

         В меняющемся мире быстро устаревают не только знания и технологии, но изменяются и условия, востребованность в квалифицированных, мобильных, креативных, конкурентоспособных специалистах. На эти вызовы современности должны оперативно реагировать учебные заведения, осуществлять не только подготовку специалистов, но и формировать эффективную систему переподготовки и повышения квалификации специалистов и работников учреждений социально-культурной сферы.

   
Разделы