Сведения об образовательной организации

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с молодежью

Е.И. Григорьева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e- mail: grigorev_tmb@list.ru 

Е.Е. Кулагина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: lenakulagi@yandex.ru

Интерактивное обучение – обучение, ориентированное на процесс, где основную ценность представляет не столько то, что говорится, сколько то, что происходит в самом человеке, какие процессы имеют место,  как в его субъективном мире, так и в межличностном пространстве.

Интерактивное обучение предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса – не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогощения.

Интерактивные технологии – от англ. interact (inter - взаимный, act-действовать), «погружение» в общение, т.е. живое общение, диалог.

Следует отметить такое понятие как интерактивное общение – выработка стратегии и координация совместных действий индивидов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для молодежи.  Поэтому применение интерактивных технологий в работе с молодежью является наиболее актуальным. Вовлечение в интерактивную деятельность ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Учеными выделяются основные формы интерактивного обучения как способа активации образовательного процесса молодежи. Одной из них является тренинговая организация обучения.

Доказано, что молодежь усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда есть возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга.

На сегодняшний день существует множество определений тренинга.

В «Психологическом словаре» (1990 г.)  социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по разработкам и проведению тренингов в России Ю. Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» [2, с. 89].

Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

Известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций» [6, с. 144]. При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую практики обучения молодежи, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым социально-культурным технологиям.

А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им понятия тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» [6 с. 172].

Тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям развития индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития молодежи. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Специфическими чертами тренинга как интерактивной формы обучения молодежи являются:

- соблюдение принципов групповой работы;

- нацеленность на помощь участникам в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего (преподавателя), но и от самих участников;

- наличие постоянной группы, регулярно собирающейся на встречи;

- определенная пространственная организация, т. е. наличие отдельного помещения;

- акцент на взаимоотношения между участниками группы

- применения активных методов групповой работы;

- атмосфера раскованности и свободы отношений между участниками;

- климат психологической безопасности.

Многие формы и методы интерактивного обучения не вписываются в рамки традиционного обучения и выявляют психологическую неготовность их принятия субъектами педагогического взаимодействия.  Эта проблема, связанная с характером взаимоотношений преподавателя и учащихся, говорит о важности принятия  принципа «диалогизации учебного процесса [7, с.256].

Поскольку большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников.

В результате проведения занятий с применением форм интерактивного обучения отмечаются:

 - осознанный и активный подход в освоении нового материала учащимися;

- отмечается концентрация восприятия как своего, так и чужого исполнения;

- повышается ответственность за результат занятий у всех членов коллектива;

Интерактивное обучение сегодня необходимо в обучении молодежи. Интерактивное обучениеразвивает самосознание, самоидентификацию учащихся, развивает коммуникативные, лидерские качества, так необходимые в современном мире.

Список использованных источников:

1. Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

2. Емельянов Ю. Н. Активное социально – психологическое обучение. – Л.: Изд. ЛГУ, 1985 – 166 с.

3. Змеев С. И. Технология обучения взрослых. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:  Академия, 2002. – 128 с.

4. Никольская­Береговская К. Ф.  Русская  вокально - хоровая школа: от древности до XXI в. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 192 с.

5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008 – 176 с.

6. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.

7. Хазанов А. П. Оптимизация межличностных отношений и взаимрдействий в системе «учитель – ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно – творческой деятельностью). – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. – 281 с.

   
Разделы