Сведения об образовательной организации

Специфика процесса самоорганизации молодежного досуга

О.П. Пальцева
Филиал Московского финансово-промышленного университета «Синергия»,
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент

Особенности культурно-досуговой деятельности молодежи, как справедливо замечает исследователь свободного времени молодежи Б.А. Трегубов, во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей урбанизации, развития научно-технической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физиологической зрелостью учащихся, удлинением сроков их обучения.

Вся совокупность различных особенностей дает возможность выделения процесса формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи в качестве отдельного предмета исследования. Знание сущности и специфики формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи, обусловленных рядом факторов, позволит определять проблемы и противоречия, которые характерны для жизни молодежи. Это объясняется, прежде всего, тем, что жизненные проблемы студенческой молодежи находят отражение в ее досуге. В связи с этим интерес к досугу вполне оправдан, так как он имеет достаточно серьезные основания. В настоящее время интерес исследователей к проблемам самоорганизации досуга молодежи возрастает. Происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Досуг, выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы, становится все более широким аспектом социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. [1]

Специфику формирования навыков самоорганизации досуга определяет во многом инновационная деятельность, содержание которой заключается в комплексном процессе создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

В изучении процесса самоорганизации досуга молодежи необходимо понимание современного досугового пространства, которое характеризуется как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового времяпрепровождения.

В качестве одного из теоретических конструктов мы предлагаем ввести понятие «стратегия самоорганизации досуга».

Социологическая наука в настоящее время имеет разнообразный опыт изучения стратегического поведения личности. Особо следует отметить отечественные разработки по данной проблематике, связанные с включением молодежи в социальную структуру (М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Э.А. Саар, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др.). Собственно термин «стратегия» в современной науке достаточно разработан и нашел свое применение при рассмотрении разнообразных сторон общественной жизни. Исследователями рассматриваются такие понятия, как «жизненная стратегия», «стратегия выживания», «стратегия самоопределения». Вместе с тем, в их определении до сих пор нет логической четкости и ясности, как нет и однозначной интерпретации отдельных понятий.

Анализируя понятие стратегии в связи с социальной интеграцией молодежи в сферу трудовой деятельности, Н.Н. Федотова выделяет поведенческие стратегии выпускника вуза на рынке труда (пассивные – рефлексивно-запаздывающая, умеренно-приспособительная и активные – карьерная, инструментальная, криминальная) в зависимости от того, как реализуется профессиональный потенциал, решается проблема занятости. В.В. Семенова и Л.А. Коклягина определяют типы жизненных стратегий – жизненных траекторий: стабильные/мобильные; социальные траектории представителей новых социально-профессиональных групп и др. В нашей работе, вводя понятие «стратегия самоорганизации досуга» молодежи мы понимаем под ним механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации через формы досуга целей, в которых молодой человек видит необходимый итог своей деятельности в сфере досуга. Иначе говоря, стратегия может рассматриваться как конструкт средств, инструментов и действий по реализации целей в области самоорганизации досуга.

Следовательно, стратегия самоорганизации досуга выступает как способ реализации (через участие в разнообразных видах досуговой деятельности) индивидуального потенциала с помощью доступных экономических ресурсов и ресурсов досуговой сферы для достижения выдвигаемых целей, рассматриваемых личностью в качестве необходимых. Изучение досуговых стратегий молодежи раскрывает возможности использования нового научного подхода для интерпретации и анализа изменений, происходящих в этой сфере жизнедеятельности человека.

Рассмотрим процесс формирования навыков самоорганизации досуга как деятельность. В данном контексте самоорганизация досуга молодежи будет содержать следующие компоненты: мотивацию и мотивационно-смысловые образования, механизмы личностного саморазвития.

Мотивация, предмет деятельности в субъективном опыте человека существует в форме побуждения и потребности деятельности (А.Н. Леонтьев, В.М. Розин). У человека обычно мотивы и смыслы оформлены в устойчивые мотивационно-смысловые образования (что побуждает + зачем нужно + как достичь). В этих образованиях мотив приобретает статус стабильного свойства личности (Б.А. Сосновский).

Механизмы личностного саморазвития раскрываются в эффектах смыслообразования: порождения и обеспечения направленности деятельности (мотив); эмоциональной окраски (личностный смысл); стабилизации дезорганизующих влияний на протекание деятельности, (смысловая установка); устойчивости смыслового отношения (смысловая диспозиция); приписывания жизненного смысла носителю значимых качеств (смысловой конструкт); моделирования должного (личные ценности) (А.Н. Леонтьев, P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская).

Вследствие этого мы наблюдаем различные уровни мобилизации человека, его стараний, настойчивости. Поэтому можно говорить о различной стимулирующей роли мотива. Отсюда возникает и связь мотива с самооценкой возможностей и уровнем притязаний.

Для раскрытия содержания мотива необходимо учитывать его поэтапный характер формирования. В зависимости от видов стимулов выделяют три стадии:

1) потребностная (принятие человеком стимула);

2) поисковая активность, связанная с отбором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах;

3) выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь.

Однако формирование мотива нельзя представлять как линейный процесс самоорганизации, в котором одна стадия последовательно и необратимо сменяет другую. Чаще всего он происходит с циклическими возвращениями (из-за малой вероятности успеха, больших энергозатрат или неприемлемости последствий).

Рассмотрение процесса формирования навыков самоорганизации как деятельности позволяет выделить следующие его компоненты: мотивацию, мотивационно-смысловые образования, механизмы личностного самообразования.

Таким образом, процесс формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи базируется на механизме свободного выбора, детерминированном внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения, внешними факторами, условиями трансформации, что позволило разработать педагогическую модель формирования навыков самоорганизации досуга студенческой молодежи.

Список использованных источников:

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. С31.

   
Разделы