Сведения об образовательной организации

Фестиваль как фактор развития любительского театрального творчества

О.М. Климов
Елецкий государственный колледж искусств имени Т.Н. Хренникова,
г. Елец, Российская Федерация, кандидат педагогических наук кафедры,
e-mail: klimov-om@yandex.ru 

В развитии регионального и национального социокультурного пространства важное значение приобретает творческая деятельность любительских театральных коллективов, которые обеспечивают досуговое общение различных социально-возрастных групп, творческую самореализацию и формирование творчески активной личности, способствуют подготовке потенциальных кадров для профессиональной работы в учреждениях культуры и искусства.

Для современных любительских театральных коллективов актуальна потребность в проведении специфических культурных мероприятий, которые способствовали бы усовершенствованию художественного уровня, поиску и развитию новых средств театральной сценической выразительности, обмену педагогическим опытом, методикой, репертуарными разработками. Уникальным способом удовлетворения такой потребности является фестиваль. Проведение фестивалей помогает решению задач, способствующих стимулированию социокультурных процессов, в том числе в сфере досуга, художественного творчества, туризма и т.д.

Фестивальное движение становится мощным фактором развития любительского театрального творчества в силу ряда его особенностей.

Фестивальное движение возникло вследствие развития культурных потребностей человечества. Оно стало ответом на стремление любительских театров к творческому единению, их интеграцию в единое театральное пространство, совершенствование культуротворческой деятельности, участию коллективов в творческих встречах, форумах, специальных театральных акциях, где есть возможность представить результаты сценической деятельности. Фестивальное движение определяется как совокупность практической деятельности всех субъектов фестивальных акций (творческие коллективы, артисты, режиссёры, зрительская аудитория, организаторы и обслуживающий персонал фестиваля, представители жюри (эксперты), деятели культуры и искусств, представители СМИ) и общей суммой проводимых фестивалей, различных по масштабу, форме и содержанию. Современное фестивальное движение приобретает характер массового общественного объединения любителей театрального искусства, преследующего художественно-творческие, художественно-образовательные, художественно-коммуникативные и социально-культурные общественно значимые цели, которые поддерживаются самими участниками движения, а также инициативными общественными и волонтерскими объединениями.

Фестивальное движение направлено на поддержку талантливых любителей, создание условий для реализации их творческого потенциала, пропаганды театрального искусства и творчества

Фестивальное движение, как правило, интегрирует несколько фестивалей, которые проводятся в разных городах. Для фестивального движения характерна практика сотрудничества между фестивалями, реализующаяся не только в дружественных отношениях, но и в соорганизации программ и осуществлении совместных проектов.

В современных условиях фестивальное движение в области  театрального творчества заменило исчезающую форму гастролей, в том числе и в силу таких особенностей как конкурсность (состязательность), разнообразие видов творческого показа, принципы организации, степень мобильности и т.д. Фестивальное движение формировалось в результате становления и развития составляющих его компонентов – фестивалей.

Многовековая история фестивалей вбирает в себя огромный пласт народных культурных традиций, а также новаторских художественно-творческих приемов, что позволяет характеризовать фестивали как актуальную и востребованную на протяжении развития человечества форму эволюции творчества и формирования культурного пространства. Само становление фестивального движения тесно взаимосвязано с историей мировой художественной культуры, творчества, в нашем случае, театра.

В ходе исторического развития фестивального движения, являющегося одной из организационных форм выражения театрального творчества, выявлены основные признаки самого фестиваля.

Во-первых – и в улично-площадном действе, гулянье, и в театральном представлении, собственно и в самом фестивале заложены с древнейших времён компоненты игры, игровая природа.

Во-вторых – в основу любого фестиваля обязательно заложено понятие праздника.  «Фестиваль» (от лат. festivus) в переводе означает «празднество», «праздник» [5,с.1411]. В словаре русского языка у С.И. Ожегова есть следующее определение: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [4,с.848]. Музыкальная энциклопедия даёт следующее определение фестиваля: фестивали - (англ. и франц. festival, от лат. festivus - весёлый, праздничный) - празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке [3]. В словаре театральных терминов фестиваль рассматривается как общественный праздник, смотр, показ лучших произведений искусства (музыки, театра, кино) [2,с.47-48]. Практически каждое энциклопедическое определение понятия «фестиваль» трактует его как некое выдающееся, праздничное событие [6].

Фестиваль родился из праздника, его формирование проходило под влиянием праздничной культуры.

Возникли фестивальные направления – конкретные течения, пути развития фестивального движения, характеризующиеся общностью художественных, организационных фестивальных событий, связанных своеобразным художественным стилем.

Так, некоторые фестивальные направления сегодня посвящены массовым празднествам, впитавшим в себя многовековые традиции. Здесь стоит отметить, что понятия «праздник» и «фестиваль» не являются синонимами, так как зачастую фестиваль может выступать составным компонентом праздника, феномен которого имеет более широкий спектр значений. Фестиваль также может стать центром и фундаментом праздника, праздничных мероприятий. Непосредственно сам фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов.

В-третьих – объединение всех компонентов фестиваля единым идейно-тематическим содержанием, посвящение определенной тематике, авторской персоналии, драматургическому жанру и т.п. [1,с.11].

В-четвёртых – наличие церемониала, ритуала, который со временем трансформируется в определённый регламент, правила проведения.

В-пятых – присутствие состязательности (то есть смотра, демонстрации достижений, наличие конкурса, соревновательности, показов и т.п.) [1,с.11].

В-шестых, такая организационная форма и механизм как фестиваль, произошедший от массовых праздников древности, вобрал в себя и трансформировал множество народных традиций, культурных инноваций, и, в свою очередь, стал зрелищным выразителем народного творчества, исполнительского и художественного искусства, а в итоге – культурного пространства.

Следует также отметить чрезвычайно богатую, насыщенную и разнообразную палитру направлений, форм, видов празднеств, представлений, гуляний, фестивалей, возникшую в ходе исторического развития человечества. Наличие этих и других основных отличительных черт фестиваля прослеживаются и определяются многовековой историей развития этой яркой формы творческой деятельности.

Фестиваль функционирует как зрелищное, привлекательное событие, итоговый смотр достижений, соревнование, коммуникативный, учебно-методический и исследовательский центр.

 Определённые функции фестиваля, его типология позволяют конкретизировать педагогический потенциал фестивального формата в развитии любительского театрального творчества фестивальное движение за счёт использования и оптимизации его организационно-педагогических условий оказывает позитивное влияние на развитие учебно-воспитательного, художественно-творческого коммуникативного и организационного процессов в любительском театральном творчестве.  

Сама фестивальная деятельность способствует разрешению ряда противоречий препятствующих качественному росту уровня любительского театрального творчества, создаёт оптимальные организационные, педагогические и психологические условия творческого и художественного развития личности и коллектива в целом.

Посредством фестивальных форматов стираются межнациональные и межгосударственные границы, вырабатывается универсальный язык общения и драматического образования, что значительно ускоряет процесс получения новых знаний в области театральной педагогики, постановочных и творческих процессов.

 Фестивальное движение при сохранении этнографических характеристик выступает в роли катализатора интеграционных процессов, способствует взаимопроникновению и обогащению различных культур и художественных направлений и выступает как фактор объединения культур, наций, людей. Посредством участия творческого коллектива в фестивальных мероприятиях активизируется творческий процесс, происходит усиление мотивации любителей к театральной творческой деятельности, повышается  их интерес к событиям, происходящим в мире искусства, в театральное творчество вовлекаются новые любители, повышается исполнительский уровень участников и творческие компетенции зрителей, любительский коллектив интегрируется в общее театральное культурное пространство, что в целом способствует развитию любительского театрального творчества.

Список использованных источников:

1. Давидчук Е. В. Почём сегодня искусство? / Е. В. Давидчук // Индустрия рекламы. - 2006. - №7. – С. 21-28.

2. Кутьмин С.П. Краткий словарь театральных терминов / С.П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2003. – 76с.

3. Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Т.5 / Под ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Сов. Энциклопедия, 1973-1982. – 1062с.

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ЛД ИНВЕСТ, 2003. – 939с.

5.Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600с.

6.Театральная энциклопедия – М.: Сов. Энциклопедия,2000 – 3040с. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/ 00087 / 50600.htm

   
Разделы