Сведения об образовательной организации

Современные подходы к теории организации досуга молодежи в гуманитарных исследованиях

Г.В. Оленина
Алтайская государственная академия культуры и искусств,
г. Барнаул, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail:ustlama@mail.ru

В настоящий момент Россия переживает очередной (после революций начала ХХ века) инверсионный цикл в развитии политической и культурной жизни. Страна вступила в переходный межформационный и межцивилизационный период от пролетарско-социалистической к постиндустриально-смешанной формации, происходит инверсия от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположным моделям политической и культурной жизни, формируются элементы буржуазно-социалистической цивилизации, предполагающие становление новой национальной идеологии, демократической государственности, рыночной экономики, выдвижения на передний план предприимчивых людей.

Государственная культурная политика России, отношение государства к воспитанию и развитию личности в сфере досуга на рубеже ХХ и XXI веков достаточно противоречивы. С одной стороны, России необходимо сохранить свои национально-культурные традиции развития досуговой сферы (ценности общественно-просветительного движения, опыт вовлечения людей в общедоступное общественно-культурное творчество), как это делается за рубежом, с другой – «обеспечить инфраструктурную, кадровую перестройку, правовую и информационную поддержку и стимулирование свободы творчества и общественных инициатив в сфере досуга, его гуманизацию, актуализацию национально-региональных и общечеловеческих гражданских ценностей». В этой связи интересна социологическая диагностика, типология и прогностические модели досуга современной молодежи в России, включая учащуюся молодежь и молодых специалистов корпораций.

Переход России к рынку еще более осложнил социальную напряженность в российском обществе, особенно в молодежной среде. Здесь наметились три вектора общественного развития:

1) значительные темпы процесса социальной дифференциации молодежи (на одном полюсе – единичные появления молодых предпринимателей-миллионеров, на другом – значительное увеличение числа нищих и безработных молодых людей;

2) кризис культурной идентичности на фоне «революции притязаний» молодежи, не связанные с ценностями труда и профессионализма, но ориентированные на ценности престижного досуга и потреблении;

3) продолжение процесса формирования новых молодежных субкультур, начатого в России во второй половине 80-х годов движением неформалов. Этот процесс сопровождается изменением и усложнением досуговых интересов молодежи и потребностей, которые современная российская практика организации молодежного досуга удовлетворить в полном объеме не может.

На рубеже XX-XXI вв. социологи и специалисты социально-культурной деятельности: Л.Н. Хананашвили, В.Т. Лисовский, Д.Л. Константиновский, И.С. Кон, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, Л.Б. Четырова фиксируют проблемы и тенденции изменения досуговых предпочтений российской молодежи, в том числе – молодежи студенческой. В России коммерциализация досуговой сферы, начавшаяся с 1992 года, резко сократила возможность проведения досуга молодежи в рамках бесплатных спортивных секций, художественных студий, клубов по интересам. Но определенная часть не столько молодых людей, сколько детей и подростков по-прежнему может реализовать себя на базе подъема фольклорного творчества, интереса к музейному делу, историко-мемориальной работе, туризму, военно-патриотическому движению, добровольческой деятельности.

Что касается студенческого досуга, то главные педагогические подходы к его организации в теоретическом отношении связаны с реализацией основных моделей и типов досуговой практики, общих для всех цивилизованных стран, с учетом российской специфики. Необходим также учет психо-возрастных и социальных особенностей молодежи и студенчества как особой социально-демографической группы. Основной проблемой качественной модели досуга молодежи и студентов является проблема воспитания культуры досугового выбора молодого человека. В рамках качественной модели свободного времени важен учет таких субъективных факторов досуговой деятельности, как выбор молодым человеком (группой) определенного содержания и структуры досуговых предпочтений. Например, она объективно различна в мегаполисе, крупном городе, селе, поселке или малом городе.

Основными идеями теории организации досуга молодежи и студентов являются положения специалистов социально-культурной деятельности, социологов, культурологов, социальных педагогов, изложенные ниже.

В этой связи важен анализ данных социологического исследования, проведенного в конце 2001 года по заказу Министерства образования РФ Российским институтом социологии (РИС) по проблеме предпочитаемых форм проведения досуга современной российской городской молодежью, среди которой опрашивались  и студенты. Выборка составила 833 человека, куда входили две возрастные когорты: молодежь от 16 до 30 лет, дифференцированная на 3 возрастные подгруппы, а также представители поколения «родителей» 41-50 лет как контрольная группа. Целью опроса являлось уяснение динамики изменений бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян в сравнении с данными такого же опроса за 1997 год. В этом социологическом исследовании была выявлена зависимость между досуговыми предпочтениями, их типом, качеством и уровнем материальной обеспеченности молодежи. Исследование показало, что полноценная социальная жизнь становится доступной только при наличии достаточно высоких доходов, а недостаток средств ведет к тому, что молодые люди ограничивают свой выбор домашними, не требующими значительных средств видами досуга. Многим из молодых людей недоступны театры, выставки,  путешествия, занятия художественным, прикладным, техническим творчеством. Но у обеспеченной молодежи чаще проявляется тенденция к азартным формам досуга (казино, тотализатор), что подтверждается в других исследованиях.

В социологическом исследовании РИС2001 г. показатель по общественной деятельности как предпочитаемой форме проведения свободного времени наиболее велик у молодежи до 21 года (время студенческого возраста). Причем в 2001 году он в 3 раза вырос в этой возрастной группе по сравнению с 1997 годом, т.е. социальная активность несемейной молодежи растет. Данные этого социологического исследования в России подтверждают тенденцию, с одной стороны, «одомашнивания досуга», с другой, роста (хотя и незначительного в процентном отношении) социальной активности, социальных инициатив, которые выходят за профессиональные и отраслевые пределы, реализуются в свободное время. Эту тенденцию отмечают социологи во всем цивилизованном мире. Распространяется она и на юношество, старшеклассников.

У юношества и старших подростков, обучающихся в школах и профучилищах, отмечается следующая тенденция: 7,7% от числа опрошенных (3424 человека) активно участвуют в социально значимой досуговой деятельности, в работе общественных организаций; 19,8% не интересует социально активный досуг и деятельность подобных организаций; 17,9% – желают в них участвовать, но не знают, где и как это сделать; 25,7% ничего о них не знают, но им было бы интересно узнать; 24,1% – о таких организациях знают, но участвовать в их работе не намерены. Эти данные, таким образом, свидетельствуют о наличии определенного числа старшеклассников, которые на основе маркетингового подхода являются достаточно большим «резервом» (43,6%) активной социально-творческой деятельности в сфере досуга.

Л.А. Акимова отмечает, что молодые люди, нацеленные на «богатый» внедомашний досуг, гораздо чаще ориентируются на постиндустриальные ценности: интересную работу, свободу, яркую индивидуальность. У них более четко выражены либерально-демократические установки, выше уровень индивидуальной ответственности за собственное благополучие. Но относительно низкий уровень жизни большинства молодежи препятствует становлению в молодежной среде массового среднего класса.

Останавливаясь на анализе практических моделей досуга современного российского студенчества, следует отметить, что досуг студентов – это свободная внеучебная деятельность молодых людей, занимающихся учебно-научных трудом на основе выбора ими либо развлекательно-развивающих видов общения, игры, познания, творчества, праздника, либо разрушающих форм досугового поведения. Типология досуговых занятий в данном определении выстроена согласно иерархии жизненно важных потребностей молодежи, во-первых, в общении и игре, во-вторых, в познании, самопознании, творчестве и празднике. Досуг студентов в крупных вузах России, существующих не один десяток лет, планируется и реализуется, финансируется в рамках системы внеучебной воспитательной работы на основе ее концепции, с приоритетами программ по здоровому образу жизни; рекреационно-развлекательному досугу с использованием природно-оздоровительных зон (загородных баз и лагерей отдыха, принадлежащих вузу), рекреационно-оздоровительному – с использованием спорта; воспитания элементов корпоративной культуры, гордости студентов за свой вуз, где в последнем случае умело применяются современные формы массовой культурно-развлекательной работы внутри вуза. Традиционными групповыми формами творческой деятельности в крупных вузах является КВН-движение, движение СТЭМов. Игровая деятельность студентов укрупнила свои масштабы и оформляется как создание и работа игровых познавательных клубов и ассоциаций по типу спортивных с чемпионатами, делениями на игровые лиги, играми в финалах и полуфиналах с использованием компьютерных технологий. Досуг студентов является частью досуга молодежи. Рационально организованный досуг молодежи, таким образом, это мощный фактор социальной стабилизации данной социально-демографической группы наряду с такими факторами, как образование молодежи и ее трудовая деятельность.

Сравнительный межпоколенческий социологический анализ молодежного досуга в России на рубеже XX-XXI веков фиксирует тенденцию современной молодежи к нерегламентированному, свободному групповому (малая неформальная группа) досугу. В этой связи важно социологическое исследование2005 г., касающееся изучения досуговых предпочтений молодежи в аспекте ее отношения к молодежным организациям как институционализированным формам молодежного досуга. В исследовании отмечается, что современные молодежные организации и объединения многообразны, они объединяют определенные социальные группы молодежи на основе разных признаков. Например, союзы (лиги) студентов создаются в вузах, появляются все больше молодежных организаций, создаваемых политическими партиями просоциального («Молодая гвардия», «Соколята») и экстремистского толка («Национал-большевики», «Русское национальное единство»). Реже возникают художественно-творческие объединениям молодежи: молодых поэтов, художников. Молодежь участвует в работе спортивных (клубы болельщиков), экологических, благотворительных, правозащитных организаций. Все большее значение приобретает участие молодежи в религиозных организациях: почти каждая из конфессий создает молодежные клубы, секции, проводит молодежные сборы, организует молодежные паломнические лагеря и т.д. Много молодежи в неформальных объединениях, часто с асоциальным направлением деятельности (скинхеды, сквотеры, натуристы, рокеры и т.д.).

Мотивация участия молодежи в деятельности молодежных организаций отражает определенный комплекс интересов и потребностей молодых людей. Социологи отмечают, что интерес к молодежным организациям вызван желанием: 1) обогатить досуг, 2) самоопределиться, 3) участвовать в политической жизни, 4) быть защищенными. Большинство участников молодежных организаций считают, что участие в деятельности этих объединений может помочь: 1) приобрести знания и умения, позволяющие целенаправленно отстаивать свои интересы и права; 2) почти треть опрошенных считает престижной роль лидера молодежной организации. Наибольшее количество опрошенных стремится участвовать в спортивных, правозащитных, экологических, художественно-творческих объединениях. Наименьшее – в религиозных и этнических. Треть не хочет участвовать ни в одной из молодежных организаций.

Анализ данных социологических исследований в их соотнесенности с прогностической педагогической моделью организации досуга молодежи позволяет сделать выводы о том, что в воспитательно-образовательной работе с российской молодежью и студентами следует популяризовать общественно активный досуг, развивающий социальные инициативы и здоровый образ жизни, в связи с чем в России были приняты программы по патриотическому воспитанию и программы по здоровому образу жизни молодежи на федеральном и региональном уровнях в рамках федеральной программы «Молодежь России» и межведомственной программы «Студенчество России», «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

Рационально организованный досуг молодежи, таким образом, это мощный фактор социальной стабилизации данной социально-демографической группы наряду с такими факторами, как образование молодежи и ее трудовая деятельность.

Список использованных источников:

1. Оленина, Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодежи : история, теория, методология, практика : [монография] / Г.В. Оленина. – Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2012. – С. 83-85.

   
Разделы