Сведения об образовательной организации

Особенности применения образовательных технологий в организации рекреационно-оздоровительной деятельности домов культуры и досуга

М.И. Долженкова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: dolgenkovam@mail.ru 

В.А. Водолажский
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: wa1991@yandex.ru

Главенствующими социальными институтами, которые активно участвуют в формировании личности подрастающего поколения, являются школа, семья и социальное окружение. Сформированность полноценной личности подрастающего поколения определяются тесным сотрудничеством всех трех социальных институтов. Отметим, что одним из учреждений, создающих положительное социальное окружение и способствующее эффективному формированию личности, выступают Дома культуры и досуга.

Так, одной из главных задач Домов культуры и досуга является организация любительских объединений, клубных формирований и самодеятельных художественных коллективов, в процессе функционирования которых население получает возможность восстановить свое психофизическое состояние, творчески самовыражаться, а также активно участвовать в социально-культурной жизни определенного населенного пункта. Отметим, что Дома культуры и досуга функционируют круглогодично, в ходе чего возможна реализация главного принципа эффективности рекреационно-оздоровительной деятельности как непрерывность и продолжительность.

Рекреационно-оздоровительная деятельность – это деятельность, которая направлена на формирование навыков ведения здорового образа жизни, повышение внутренней культуры человека, снятие физического и психофизического напряжения, а также стимулирование социальной активности и создание оптимальных условий для творческого и индивидуального самовыражения личности и её реабилитации, с учетом всех психолого-педагогических и физических особенностей.

Выделим, что основы применения рекреационно-оздоровительных технологий схожи с образовательными. Так, стоит выделить такие направления философии воспитания, которые соответствуют основным принципам организации рекреационно-оздоровительной деятельности, как педоцентризм, суть которого состоит в приоритете интересов и потребностей ребенка, а основной задачей педагогики является создание условий для развития детей, и природосообразность, исповедующая необходимость опоры на природные задатки человека, единство человека с природой, а также согласованность и гармонию их взаимодействия [1,c.20].

Нами были изучены различные современные образовательные концепции, среди которых были выделены те, которые могут быть применены в качестве основы эффективной организации рекреационно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга.

Суггестопедическая концепция обучения, изучением которой занимались Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и Г.К. Лозанова, особенность которой состоит в обучении на основе эмоционального внушения, приводящее к сверхзапоминанию, а также предполагающее совокупное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения) [1,c.26]. На основе данной концепции, в процессе организации рекреационно-оздоровительной деятельности с подрастающим поколением в Домах культуры и досуга, стоит организовывать различные арт-терапии, тренинги, упражнения и игры в виде театрализации, декоративно-прикладного и самодеятельного художественного творчества, в рамках которого дети и подростки будут получать необходимую образовательную и психологическую нагрузку путем моделирования жизненных и учебных проблем и путей их решения.

Теория нейролингвистического программирования, которая представляет процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека, в рамках которого выделяются три типа модальности детей, которые отличаются развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) или кинестетических (прикосновение) каналов прохождения информации [1,c.27]. В рамках данной теории, при разработке рекреационно-оздоровительных программ в Домах культуры и досуга, стоит учитывать тип модальности ребенка, и уже с учетом её особенности необходимо грамотно ориентировать детей и подростков в творческой среде, направляя их на занятия в театральную, вокально-эстрадную, хореографическую и декоративно-прикладную студии.

Концепция сотрудничества, разработкой и изучением которой занимались Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Л.Н.Толстой, Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак и др., заключается в совместной развивающей деятельности взрослых и детей, которая скреплена непринуждением, взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности, проникновением в духовный мир друг друга [1,c.44]. Именно в процессе рекреационно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга дети и руководители клубных и самодеятельных художественных формирований должны организовывать свою деятельность с учетом потребностей и интересов подрастающего поколения, а творческий процесс должен осуществляться в тесном сотрудничестве руководителя и подростка без какого-либо принуждения. В ходе постановки творческих номеров и создании декоративно-прикладных изделий дети и подростки должны четко осознавать свой вклад в проделанную работу.

Игровые технологии обучения, разработкой и изучением которых занимались С.А.Шмаков, Р.Г.Хазанкина, К.В.Махова, Б.П. Никитин и др., заключаются в проецировании во время игры ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра, являясь развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество и терапию, а также модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [1,c.60]. В процессе организации рекреационно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга при подборе игровых форм стоит учитывать их образовательную и социальную нагрузку, а также возможность удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации детей и подростков. Все игры, проводимые в рамках рекреационно-оздоровительных программ должны быть не только развивающими и воспитывающими, но и социализирующими.

Теория проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи, заключается в создании под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1,c.74]. В процессе реализации рекреационно-оздоровительных технологий в Домах культуры и досуга руководители клубных и самодеятельных художественных формирований периодически могут на базе данной теории организовывать  работу с детьми и подростками в виде импровизационных, имитационных, ролевых и деловых игр, театров-импровизаций, внеплановых конкурсов и состязаний.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей, разработкой которой занималась И.Н. Закатова, предоставляющая подрастающему поколению необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей посредством различных видов дифференциации по интересам в виде факультативов, углублений, профилей, уклонов, а также клубной деятельности [1,c.99]. Отметим, что и при организации рекреационно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга необходимо четко планировать время проведения клубной и самодеятельно-художественной работы для полноценного удовлетворения культурно-досуговых потребностей детей и подростков, предоставляя им возможность для занятий во всех интересующих их кружках, секциях и студиях.

Отдельного внимания заслуживает методика обмена заданиями М.А.Мкртчян, в ходе которой каждый ребенок решает индивидуальное задание, а в последствие дети обмениваются заданиями и при необходимости дают теоретические объяснения друг другу [1,c.133]. В процессе организации рекреационно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга также возможно внедрение данной методики, в ходе которой ученики одной секции, кружка или студии смогут обмениваться знаниями и навыками с другими ребятами.

Отметим, что посредством занятости в самодеятельном художественном творчестве и клубных формирований происходит эффективное формирование учебных навыков, таких как память, дикция, моторика рук и ног, осанка, дыхание, воображение, креативность и нестандартность мышления, импровизация, скорость поиска решения, концентрация, красноречие и др.

Для наиболее полноценной реализации рекреационно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга возможно создание круглогодичных детских лагерей дневного пребывания, или же сезонных каникулярных тематических смен. В рамках данных смен возможно, помимо проведения занятий в самодеятельных художественных студиях, проведение арт-терапий, в частности танцетерапию, музыкотерапию и изотерапию, которые могут проводить руководители самодеятельного художественного творчества; сказкотерапии, которую можно проводить совместно с библиотеками, располагающимися как правило в одних зданиях с учреждениями культуры; мульттерапию возможно проводить в актовых залах в виде киновикторин; цветотерапии в виде грамотного украшения классов и мастерских, присущих смене деятельности; игровую терапию, могут проводить культорганизаторы Домов культуры и досуга.

В ходе данных программ необходимо учитывать все главные потребности детей, а также их возрастные особенности. Лишь при соблюдении данных условий и грамотной адаптации и внедрении образовательных технологий в работу детских лагерей дневного пребывания возможно достижение высокой образовательной, творческой и физической активности, а также формирование привычки здорового образа жизни среди детей и подростков.

Подводя итог, отметим, что рекреационно-оздоровительная деятельность является одной из наиболее эффективных оздоровительных, образовательных и культурно-досуговых технологий, способствующих формированию здорового образа жизни и совершенствованию учебных навыков, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Список использованных источников:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

   
Разделы