Сведения об образовательной организации

К вопросу организации социально-культурной деятельности инвалидов

Н.В. Егорова
Мичуринский государственный аграрный университет,
г. Мичуринск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
e-mail: saprunova_n@mail.ru 

Лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любых социальных условиях, в любой семье, в любой этнической группе и в любой точке мира. Сегодня термин «инвалид» в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, называют «людьми с ограниченными возможностями». К сожалению, современная реальность такова, что любой человек в любое время может стать инвалидом. Если не избавляться от устаревшего мышления о том, что инвалиды - это «люди, которые живут только на пособие, то во всем лире будет отвергаться вклад миллионов людей в развитие общества» [2, с. 9]. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития общества в течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий жизни и социально-экономической политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции. Нj политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. Были созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества

Сегодня все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Основными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От того на сколько включен каждый гражданин в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана «эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями» [1, с. 63]. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

Человек с ограниченными возможностями здоровья имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, равенство с другими людьми. Система социальных служб, открывающая доступ инвалидам ко всем направлениям жизнедеятельности призвана помочь ему реализовать это право. Нормализация отношений между проблемными и «обычными» людьми - основная цель видов деятельности в социуме. Инвалиды должны учиться тому, как исполнять обязанности по отношению к здоровым людям, оказываясь в ситуациях (нередко рискованных), в которых могут учиться, делая ошибки. Опираясь на принцип нормальности, который рассматривает человека с ограниченными возможностями здоровья личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества, к успешному взаимодействию и партнерству, внесению уникального вклада в общественное и культурное достояние государства, можно добиться существенных успехов. Примером может послужить жизнь Э. Робертса - «родоначальника движения за гражданские права инвалидов в Америке, одного из основоположников концепции независимой жизни, первого директора Центра независимой жизни, который после перенесённого полиомиелита, остался полностью бездвижимым» [3, с. 67].

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом. Социально-культурная деятельность и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых-инвалидов, пожилых людей и других) - это «комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду» [4, с. 54]. Социальное в этом процессе предполагает выход людей с физической или социально-психологической недостаточностью на такой уровень компетенции, который позволил бы им без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, другими словами, достичь цели, которая объединяет людей с ограниченными возможностями и все многочисленные гражданские институты. Культурное - подразумевает наполнение процесса реабилитации инвалидов конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность доступна для инвалидов, в основном, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в реабилитационных центрах, при этом не каждый ребенок и взрослый инвалид имеет доступ к образованию, не хватает мест и в реабилитационных центрах. Отсюда мы можем говорить о социально-культурной изоляции людей с ограниченными возможностями. Творчество инвалидов должно рассматриваться не только как форма и метод их реабилитации, а как неотъемлемая часть общей культуры общества, его нравственного здоровья и как один из важнейших инструментов интеграции инвалидов. Большинство проводимых мероприятий, направленных на социальную адаптацию данной категории людей, сводится к организации и проведению для них творческих мероприятий без их же участия. Проведение мероприятий с непосредственным участием данной категории людей является большой редкостью, и в большинстве случаев они носят фрагментарный характер, что естественно резко ссужает круг участников и зрителей.

Таким образом, существует актуальная потребность в преодолении социально-культурной изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья через организацию разнообразных форм их творчества

Список использованной литературы:

1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социс. - 2006. - С. - 62-67.

2. Казначеев, В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно / В.В. Казначеев // Надежда. - 2004. - №1. - С. 9.

3. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. - М.: ПЭРСЭ, 2009. - 192 с.

4. Образование как фактор интеграции инвалидов в общество: теория, практика, перспективы: материалы научно-практической конференции / под ред. С.С. Лебедевой. - СПб.: ИОВРАО, 2009. - 135 с.

   
Разделы